Как правильно производить укладку дорожных плит
Использовать бетон для дорожного покрытия начали достаточно давно: так еще в конце 20-х гг. – 30-х гг. ХХ в. были построена сеть скоростных автомагистралей (автобанов) в Германии (на данный момент их протяженность уже более 13000 км). И хотя не все участки сделаны из бетона и уж тем более не из плит, а скорее с их использованием в качестве основы для дорожного покрытия эта технология зарекомендовала себя как надежная и долговечная. И главное, при определенных условиях, недорогая, в особенности если говорить о железобетонных плитах. Это обусловлено широкими возможностями армированный бетонных изделий – они выдерживают большие нагрузки, быстро монтируются и могут использоваться длительное время, а также, при определенных условиях, могут использоваться повторно. Стоит упомянуть и опыт СССР. Во второй половине ХХ века из дорожных железобетонных плит активно строились площадки в аэропортах, автомагистрали различного назначения, территории военных баз и прочее.
Основные преимущества плит дорожных железобетонных
При работе с железобетонными изделиями для дорожного полотна выделяют следующие их преимущества:
- Скорость укладки дорожного покрытия из изделий бетонных с армированием;
- Отсутствует необходимость ожидания схватывания уложенного покрытия, как это зачастую бывает при использовании асфальта;
- Широкий диапазон рабочих температур покрытия на основе бетонных дорожных плит с армированием (в среднем: -40⁰С до +60⁰С);
- Высокая прочность и стойкость к износу покрытия (расчетный срок эксплуатации современных автомагистралей из бетона более 50 лет);
- Нет необходимости в применении тяжелой техники для укладки покрытия (катки, асфальтоукладчики, самосвалы);
- Есть возможность повторного использования плит и относительная легкость демонтажа (в таком случае еще больше снижается себестоимость);
Основные требования к бетонным плитам для дорожного покрытия с армированием
При постройке любой автомобильной дороги с применением плит дорожных прежде всего принимают во внимание степень воспроизводимых транспортом нагрузок на полотно и пропускную способность материала.
Согласно ДСТУ Б В.2.6-120:2010 (ПЛИТИ ЗАЛІЗОБЕТОННІ ДЛЯ ПОКРИТТЯ МІСЬКИХ ДОРІГ) все плиты условно можно разделить на:
- Плиты для дорог постоянного использования с высокими нагрузками на полотно (движение грузового транспорта). Для дорог с таким покрытием используются плиты с усиленным армированием, что позволяет обеспечить практически запредельную прочность бетона и избежать частых ремонтных работ.
- Плиты для дорог временного использования. Бетонные изделия для дорог этого типа изготавливаются из менее прочной арматуры и применяются для создания дорожного полотна на строительных площадках, промышленных объектах временного использования (карьеры и пр.), в частном жилом строительстве для организации подъезда к участкам на постоянной основе. Их отличительной особенностью является демократичная стоимость и простота укладки.
По ДСТУ Б В.2.6-120:2010 толщина плит для дорожного полотна должна составлять не менее 140 мм, плиты дорожные производятся из тяжелого бетона с плотностью от 2200 до 2500 кг/м³, морозостойкость готовых изделий – не менее 150 циклов (F-150).
Как монтируются дорожные плиты
Перед началом укладки готовят основание дорожного полотна. Дороги постоянного (долговременного) использования готовят более тщательно – толщина основания (подушки) у них значительно больше чем у дорог временного использования.
Для подготовки основания производят действия в следующем порядке:
- Снимают слой грунта, содержащий корневую систему растений до более плотных слоев с выравниванием с помощью бульдозеров и грейдеров.
- Укладывают на полученную ровную площадку почвы специальный материал, исключающий рост сорняков и удерживающий верхние слои основания (песок, щебень).
- Подготавливают уложенные друг на друга слои карьерного песка и щебня (песок сверху) - с помощью катков и вибрации утрамбовывают и уплотняют слои.
Плиты дорожные укладывают с применением подъемного крана начиная от края дороги, выравнивают с помощью натянутых шнуров. После укладки плиту дополнительно утрамбовывают. Зазор между дорожными плитами должен быть не более 3 мм, а перепад – не более 5 мм. После укладки швы между бетонными изделиями заполняют цементным раствором, который в свою очередь защищают сверху слоем мастики. Для достижения большей прочности дорожного полотна и препятствования движению изделий их сваривают между собой.
Рекомендуем также к прочтению:
0 comments